ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ

и их нарушения как основа формирования созависимости
У каждого человека есть своя психологическая территория, которая начинает формироваться еще в утробе матери. После рождения, при взаимодействии с другими людьми мы соприкасаемся своими психологическими территориями. И это соприкосновение может иметь разные виды: границы могут пересекаться, подвергаться оккупации, насильственно ограничиваться и, в идеале, уважаться.

Под психологической территорией мы понимаем:

  • Представления о себе. Какая я? Что во мне хорошее? Что плохое? Какими качествами я обладаю? Как к себе отношусь? Как себя оцениваю внешне?
  • Какое место я занимаю в мире? В обществе
  • Каковы мои ценности, правила и принципы?
  • Какие у меня потребности / желания / увлечения / цели? Как я хочу/могу их достигнуть?
  • Вопросы смыслов, ответственности, вины, долга, свободы, свободы выбора, творчества и ограничивающих долженствований
  • Представление о собственных возможностях
  • Право создавать идеи и выбирать способ их реализации
  • Обладание ("мое") вещами, предметами, территорией. Право обладать чем-либо.
Границы бывают диффузными (мягкими). Те, в которые легко проникнуть или ограничить. Таким людям очень сложно сказать НЕТ в ответ на нарушение их границ. Они часто пропускают момент, когда их реакция необходима. Вместо этого они привычно терпят и молчат.

Либо границы могут быть жесткими, когда человек устанавливает конкретные правила взаимодействия с ним и ни при каких обстоятельствах их не меняет.

В любом случае, нарушение границ всегда вызывает в человеке негативную реакцию - от легкого дискомфорта до активного проявления агрессии.


Давайте рассмотрим этапы формирования психологических границ человека:

ЭМБРИОН

Полное включение в материнское тело и состояние. Физические и эмоциональные границы матери. Полная зависимость от материнского организма. В это период формируется базовое доверие к миру, глубинное слияние. Установки - "Я есть! Если мамы не будет - я умру!"

ГРУДНОЙ ПЕРИОД. МЛАДЕНЧЕСТВО (0-1 ГОДА)

Рождение как опыт разделения. Тело отделилось, но сохраняется абсолютная зависимость от психологического и физического состояния матери. Ответственность за это развитие целиком лежит на матери.
Если в этот период мать была не поддерживающая, холодная - может сформироваться опыт "телесной беспомощности"

РАННЕЕ ДЕТСТВО (1-3 ГОДА)

Появляются самостоятельные желания, выражено стремление к познанию, потребность в освоении территории. Ребенок САМ хочет, САМ тянется, но ему еще необходима помощь взрослого. У ребенка начинает развиваться воля. Ребенок может просить, а иногда и требовать удовлетворения своих потребностей и желаний. Подавление инициативы и самостоятельности, сверхконтроль или излишняя опека в этом возрасте может привести к неврозу характера.

ДЕТСТВО (3-6 ЛЕТ)

Формируется дистанция, взрослость. Ребенок начинает чувствовать свое место, принадлежность к системе и обществу. Чувствует свое место в системе. Появляется свое Я, свои вещи, понимание, что является "моим". Развивается желание отстоять свои границы и, с другой стороны, расширить свою психологическую территорию.
Если в этот период родители лишают ребенка психологической опеки или не считаются с его границами - в последствии ребенок:
  • не умеет определять свои границы, считаться с чужими и защищать свои
  • постоянно вторгается в чужую сферу и получает отпор
  • не умеет постоять за себя и дать отпор
  • имеет трудности идентификации: кто я? какая я? какие у меня цели и желания? чем я хочу заниматься в жизни? Какое у меня "предназначение"?
  • наращивает мощные негибкие границы, стремится к самоизоляции, переживает страх неудачи, страх конкуренции, страх успеха.
  • отсутствует способность к построению близких отношений
  • чувство одиночества
  • трудно играть в команде и выстраивать сотрудничество

СТАРШИЙ ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ (6-11 ЛЕТ)

Психологические границы приобретают четкие очертания, территория расширяется. У ребенка появляются свои "тайны", стремление к общению со сверстниками, развитие новых качеств, черт, навыков. Появляются новые стремления, интересы. Ребенок стремится быть более самостоятельным, и при благоприятных обстоятельствах забота и опека родителей воспринимается вполне терпимо. Ощущение опоры на родителей воспринимается как комфортное, ребенок хочет и расширяет свои границы, но пока еще чувствителен к реакциям родителей. И при негибких родителях, особенно если успех оказывается на их стороне, ребенок теряет доверие и отстраняется от родителей. Происходит внутреннее отстранение, ребенок "отодвигается внутри", чтобы получить хотя бы внутреннюю свободу и пространство. Тогда все происходящее с ним становится тайной для родителей.

РАННИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (11-13 ЛЕТ)

Начало периода самоидентификации, самоопределения. Постепенно авторитет родителей снижается и происходит примерка на себя "других" ценностей, целей, смыслов, задач.
Если родите претендуют на всю психологическую территорию ребенка - начинается "борьба за свободу".
Могут возникнуть трудности - формируется противоречие между желанием свободы и независимости и практически полной зависимостью от родителей материально и в плане принятия решений.
Свобода подростком воспринимается отдельно от ответственности. Ответственность отдается родителям.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (13-16 ЛЕТ)

Тенденции предыдущего этапа усиливаются. Борьба за психологическую территорию у ребенка становится все более жесткой и иногда жестокой. Возможно активное противостояние семейным ценностям и устоям - при этом это также зависимость от семьи.
При благоприятном течении: зависимость от родителей остается- материальная, от модели поведения и ценностей семейной системы.
Продолжается процесс самоидентификации и самоопределения, происходит выбор направления деятельности.

ЮНОСТЬ (17-19 ЛЕТ)

Если к этому периоды не определены разумные границы, борьба достигает своего апогея. Подросток получает больше ответственности за свои поступки, хотя родители и продолжают поддерживать его материально. В конце периода родители сдают свои психологические границы.
Если родители в этот период продолжают решать различные проблемы ребенка за него: убираться в его комнате, готовить, спасать из всевозможных бед, ожидая от подростка благодарностей - напрасно! Подросток ощущает, что родители обязаны и это их ответственность.
Подросток принимает большинство решений самостоятельно, порой не ставя родителей в известность, однако, по-прежнему ответственность за негативные последствия поступков ложится на родителей. В случае благоприятного развития этого этапа эта тенденция постепенно идет на убыль.
Теперь родители начинают отстаивать свои психологические границы от подростка, который лишает их контроля и власти и при этом желает заботы о себе.

МОЛОДСТЬ

В здоровых отношениях устанавливаются партнерские отношения, в которых - потребности друг друга учитываются, каждый свободен в своем развитии и способен оказать взаимную поддержку. Сохраняется нейтральная область взаимодействия, на которой осуществляются взаимовыгодное сотрудничество.
Если на предыдущих этапах развитие подавлялось - развития личности не наступает
инф. на основе книги Е.В.Емельяновой "Кризис в созависимых отношениях"
Проблемы развития могут наступить на любом этапе. И тогда во взрослом возрасте у человека появляются проблемы с выстраиванием ответственных, зрелых отношений. Возникают проблемы с отстаиванием своих прав, свобод, мнений. И вообще появляется желание их отстаивать/доказывать.
У такого человека появляется склонность к созависимым отношениям, в которых он может либо передать ответственность за удовлетворение своих потребностей другому. Либо - стать гиперответственным и начать "причинять добро" окружающим, забирая на себя их ответственность за происходящее с ними же.



Для тех, кто желает проработать блокировки развития психологических границ, вернуть себе право, ощутить свою целостность, научится говорить НЕТ и начать строить зрелые отношения - я приглашаю на терапевтические группы или семинар ГРАНИЦЫ.

Made on
Tilda